sur_eves (sur_eves) wrote in kinomusica,
sur_eves
sur_eves
kinomusica

Турист Деймса Ньютона Ховарда: Симфо-транс венецианских ночей.

Турист
Композитор: Джеймс Ньютон Ховард

Симфо-транс венецианских ночей


Начнем с того, что композиторов у этой картины было два. Изначально в проект был приглашен Габриэль Яред – композитор ливанского происхождения, известный зрителям по своим работам во французском и американском кино (Английский Пациент, Талантливый мистер Рипли, Холодная Гора). Партитура Яреда комбинирует в себе оркестровые и синтетические тембры, его музыка высоко ценится как любителями кино, так и профессионалами (Оскар и Премия Грэмми 1996 г. за картину Английский Пациент). Но на этот раз предложенное им, по стилистике не удовлетворила видению режиссера. Хенкелю фон Доннерсмарку требовалось, судя по его словам, нечто совершенно неординарное и, на первый взгляд, трудно совместимое.

Смонтировать временную партитуру Туриста (для черновой съемки картины) было сложной задачей. Музыкальным редакторам , казалось, невозможно было следовать моим инструкциям: Найдите мне что-нибудь романтическое, немного тревожное, что-то классическое, но с современным звуком, что-нибудь, что позволяло бы «резать» дорожку на маленькие медленные сегменты, и в то же время, было бы очень энергично и с юмором. Они приносили мне бесчисленное количество вариантов, которые я прослушивал, не имея ни малейшего понятия, из какого они фильма. Я не хотел иметь какое-либо предубеждение, услышав название картины, откуда они были взяты. Мы перекопали много материала, прежде чем я нашел, что мне было необходимо для каждой сцены. После этого я спросил, кто композитор. И каким-то образом оказалось, что большую их часть написал Джеймс Ньютон Ховард.
Pacific Palisades, 23/11/2010
(из аннотации к CD)

Это не первый случай, когда Джеймс Ньютон Ховард – выдающийся американский композитор присоединяется к проекту. Однако, в отличие от, например, Кинг Конга, спасение картины началось за несколько недель до выхода на экраны. Турист оказался шестым фильмом композитора в сезоне 2010, наряду с Солт и Повелителем Стихий.
Партитура Туриста – это не симфоническое оркестровое полотно, скорее, «зарисовка» в свободном стиле и весьма удачная (несмотря на сжатые сроки) попытка озвучить эмоциональную атмосферу фильма. По доброй традиции киномузыки, в саундтреке Туриста есть несколько основных тематических комплексов. В самом первом треке Tracking Elise (Слежка за Элизой) заявлена основная эмоциональная краска, связанная с детективным началом всей истории. Состоит из двух основных элементов. С одной стороны – дробные ритмические фигуры электронных сэмплов с осторожными ходами бас-гитары. Основная тема поручена нечастому оркестровому гостю – вибрафону, и совсем редкому, одному из семейства тех звучащих кувшинов, которые словно достают звук из водной глубины (возможно, индийскому гатаму). С другой – вплетенный в эту ткань синтетических тембров тревожный трепет струнной группы симфонического оркестра, которому композитор «отдаст на откуп» все романтические эпизоды сюжета. Общее звучание при этом не перегружено, а наоборот, прозрачно, сотканной из разнородных тембров и мотивов, интонаций, что создает атмосферу не страха, а, скорее, осторожности.
Второй трек Burned Letter (Сгоревшее письмо). Активизируется адреналин, заложенный изначально в ритме и обрывистых фразах-мотивах. Прибавляется больше терпкости и агрессивности. Периодически появлявшиеся медные, на последних секундах объединяются в откровенную тему (e-d-e-f). В плане гармонии все подчинено нескольким базовым тонам, что создает эффект такого своеобразного симфо-транса.
И вот, только в третьей композиции Paranoid Math Teacher (Параноидальный учитель математики) перед нами предстает сокрытая до поры романтическая линия. Мягкая светлая тема вальса у струнных, французский аккордеон (все-таки герои Деппа и Джоли выезжают из Парижа), нежно перекликается с гобоем. Однако, легкие гармонии улетучиваются словно растворившийся в воздухе аромат французских духов, аромат воспоминаний, им на смену приходит тревога.
Arrival At Venice (Прибытие в Венецию) – открывает трек печальная тема «расставания». Однако грусть сменяется то светлым всплеском мажоного лада, несущего надежду, то тревогой – все более усиливающимся и развивающимся детективным элементом, словно долг обязывает героиню забыть о своем сердце и действовать соответственно инструкциям и предписаниям.
Известно, что музыка говорит о том, о чем молчат слова. О чем же может рассказать нам эта музыка? С одной стороны, о единстве: начальные интонации «темы любви» и «детектива» начинаются с одной интонации: «e-dis-e», только в первом случае хроматическая, остро-напряженная интонация превращается в тему «e-d-e-a-h-c…», а во втором, обрывается. Перед нами – один из «ключиков», приоткрывающих дверь в тайники режиссерской задумки. Ведь по большому счету, история Туриста повествует не о внешних событиях, а о внутренних разногласиях Элиз – героини Анжелины Джоли, самой с собой и о принимаемом ею решении, о ее выборе. Когда-то она была хорошим агентом спецслужбы, но на одном из заданий встретила Александра Пирса (Джонни Депп), и этот человек полностью изменил ее представление о самой себе. Не случайно инспектор Джонс (Тимоти Далтон) упрекает ее в том, что за весь год, пока она жила с Пирсом, спецслужбы не получили от нее ни одной его фотографии. Но даже всесильные спецслужбы не вольны распоряжаться сердцем женщины, хотя за последующие два года она так и не смогла разобраться ни в себе, ни в своих чувствах к Александру. Но музыка, именно музыка позволяет нам понять, что раскрыться, признаться себе и обрести целостность, зазвучать по-новому, а точнее, проявить свою музыку Элиз может только в любви. Любовь для нее превосходит долг, работу. По сути, вся музыка будет показывать различные аспекты противостояния этих двух составляющих героини.
Всесильная судьба в лице неугомонности режиссера, вмешалась в процесс, благодаря чему фильм приобрел свою чувственность, заложенную композитором в душу самого фильма удивительно гармоничным и чувственным соединением возможностей электронных и оркестровых инструментов, ворвавшись в сознание зрителей загадочностью Парижа, романтикой ночной Венеции, ароматами игры света и тени на поверхности каналов, с отражающимися в них звездами… А где как не в Венеции можно погрузиться в тишину плеска волн и наконец-то разобраться в своих чувствах, пусть даже не самым обычным образом?
13-14 февраля 2011 г.
 
PS Было два Александра Пирса. Того, первого, которого никто никогда не видел, можно сравнить с музыкой Габриэля Яреда, которую никто в фильме не слышал. Героя Джонни Деппа - второго Александра Пирса, новое олицетворение любви Элиз, воплощает музыка Джеймса Ньютона Ховарда. Как тут не поверить в непредсказуемость любви и судьбы?

Ссылка на саундтрек: buzzmedia.ws/music/soundtrack/14888-the-tourist-ost-turist-saundtrek-2010.html
Tags: 2010, Джеймс Ньютон Ховард, Турист, рус
Subscribe

  • Турист (интересная рецензия)

    The Tourist: (James Newton Howard/Gabriel Yared) When nobody involved in a production was the first choice for his or her assigned role, it…

  • IFMCA объявила номинантов 2010 года

    IFMCA объявила номинантов 2010 года Оригинал: filmmusiccritics.org/2011/02/ifmca-announces-its-2010-nominees-for-scoring-excellence/ (поправки…

  • Sajda - My Name Is Khan

    *Вариант предыдущей статьи о музыке фильма My Name Is Khan (2010) В последние годы современное индийское кино шагнуло далеко за пределы границ узко…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments